Переход на главную страницу

Глава 3

Россия в период Великой
Отечественной войны (1941–1945)
[1]

 

 

Подпись: Государство
и право
22 июня 1941 года Германия без объявления войны напала на СССР. Вместе с вермахтом в боевых операциях участвовали вооруженные силы Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии. Началась Великая Отечественная война советского народа, сразу же ставшая важнейшей для судеб народов Земли составной частью второй мировой войны.

Великая Отечественная война внесла ряд корректив в тот внутриполитический курс, который проводился сталинским руководством в 30-е гг. В то же время сама природа сталинского режима в период войны принципиально не изменилась. Во главе иерархической лестницы по-прежнему стоял И.В. Сталин, полномочия которого были еще более уве­личены. Сохранив за собой пост генерального секрета­ря,  накануне вой­ны он стал главой правительства. В самом начале войны И.В. Сталин получил посты наркома обороны, Вер­ховного главнокомандующего и возглавил чрезвычайные органы государственной власти: Государственный коми­тет обороны и ставку Верховного главнокомандования. Через своих личных представителей И.В. Сталин скон­центрировал в своих руках всю политическую, экономи­ческую, дипломатическую и военную власть.

В условиях военного времени продолжали активно действовать репрессив­ные органы.  В начале 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата — внутренних дел во главе с Л.П. Берия и государственной безопасности во главе с В.Н. Меркуло­вым. В начале войны  они  слились в единый НКВД, но в 1943 г. функции органов внутренних дел и государственной безопасности вновь были  разделе­ны. Действовала система ГУЛАГа и лишь незначи­тельная часть заключенных около 600 тыс. человек в составе штрафных батальонов могла участвовать в военных действиях. Органы внутренних дел контролировали всю личную жизнь граждан. В самом начале войны все советские люди сдали имеющиеся в их распоряжении радиоприем­ники. По указу Верховного Совета за распространение ложных слухов людей могли посадить на срок от 2 до 5 лет. НКВД занимался охраной порядка в городах, ак­тивно действовал в прифронтовой зоне, создавал «особые отделы» в армии.

Осенью 1941 г. были рас­стреляны некоторые видные советские военачальники: Г.М. Штерн, П.В. Рычагов, А.Д. Локтионов, Я.В. Смушкевич, Ф.К. Арженухин, Г.К. Савченко, И.Ф. Сакриер и др. Среди расстрелянных были партийный деятель Ф.И. Голощекин, участник расстрела царской семьи в Екатеринбурге, М.А. Спиридонова, лидер левых эсеров, участница выступлений этой партии против большевиков в июле 1918 г., М.П. Нестеренко, военная летчица и т. д. По чистой случайности избегли казни люди, внесшие ог­ромный вклад в достижение общей победы над врагом: Б.Л. Ванников, ставший после освобождения наркомом боеприпасов, К.К. Рокоссовский, К.А. Мерецков, буду­щие Маршалы Советского Союза, С.П. Королев, созда­тель советских космических кораблей, и др.

Репрессии в годы войны коснулись целых народов. Под надуманными предлогами срывались с насиженных мест и переселялись на новые территории немцы, калмы­ки, крымские татары, чеченцы, другие народы СССР. В тяжелых условиях военного времени многие из них по­гибли в пути и в непривычных условиях обитания.

В условиях военного времени мощным средством воздействия на советских людей продолжала оставаться идеологическая работа. Однако ее содержание было существенно изменено и нацелено на возрождение у советских людей чувства патриотизма. В период войны мощ­нейшим средством пропаганды стало преклонение перед «героическим обликом наших далеких предков».  Советская пропаганда заговорила об  Отечественной войне, которую вел советский человек против фашистской Германии, вспомнила имена Александра Невского, Дмит­рия Донского, Суворова, Кутузова, Нахимова и многих других русских полководцев. В их честь учреждались новые советские ордена и ими награждались за подвиги, совершенные уже в ходе Великой Отечественной войны.

Стал пропагандироваться опыт военного искусства и полковод­ческого мастерства, накопленный многими поколениями русских людей в борьбе с немецкими, татаро-монгольскими, шведскими, польскими, французскими и другими иноземными захватчиками: в частности опыт народ­ных ополчений и партизанского движения. Проводились параллели между Отечественной войной 1812 г. и Великой Отечественной войной, писалось  о преемственности традиций русской и совет­ской армий. Для того чтобы это подчеркнуть, были ис­пользованы некоторые внешние атрибуты русской армии: возвратились звания, погоны, кадетские корпуса («суво­ровские» и «нахимовские» училища) и т. д.

 Для того привлечь на свою сторону народ, правительство решили ис­пользовать такую национальную ценность русского наро­да, как православную церковь, чтобы поставить ее мощ­ное идеологическое воздействие на массы на службу Советскому государству в целях достижения победы над врагом.

В сентябре 1943 г. состоялась историческая встреча Сталина и руководства Русской православной церкви. На ней были решены такие насущные для церкви проблемы, как созыв Архиерейского собора для выбора патриарха, создание Священного синода, открытие бого­словских академий и семинарий, издание религиозной ли­тературы, организация свечных заводов и других произ­водств и др. Для связи правительства с церковью был создан специальный государственный аппарат — Совет по делам Русской православной церкви. Впоследствии были урегулированы отношения государства с другими религиоз­ными конфессиями. Показательным является и то, что в постановлении ЦК ВКП(б) от 27 сентября 1944 г. «Об ор­ганизации научно-просветительской пропаганды» впервые не были определены задачи научно-атеистической работы.

 Интеллиген­цию попытались привлечь на свою сторону путем расши­рения приема в Коммунистическую партию, что создава­ло видимость укрепления связи партии и народа. В результате этих мер было достигнуто морально-полити­ческое единство советского общества, что являлось в то время не просто идеологическим штампом, а средством укрепления общества в целях достижения общей цели.

 

Подпись: Россия 
и мир
Появление новых моментов во внутренней поли­тике было рассчитано и на международное общественное мнение. Сталинский режим пытался создать впечатление, особенно на начальном, особенно трудном для него этапе войны, что он способен к  движению в сторо­ну западных демократий. Уступка религии, и не только православной, делалась также и под давлением США, которые настаивали в случае предоставления помощи  на осуществлении свободы совести в СССР. Кроме того, учитывалось заигрывание с религией германских властей на временно  оккупированных советских территориях, что было одной из сторон «нового порядка».

Одиозным в глазах западного мира являлся курс совет­ского руководства на мировую революцию. Орудием этого курса являлся Коминтерн, существование которого вызвало озабоченность в западных странах и неверие в искренность советской политики мирного сосуществования. С целью успокоить своих союзников по антигитлеровской коалиции И.В. Сталин решил ликвидировать этот орган и 15 мая 1943 г. Президиум исполкома Коминтерна принял поста­новление о роспуске Коммунистического Интернационала.

Доказательством движения СССР в сторону демокра­тии должен был, по мнению И.В. Сталина, служить и факт расширения прав союзных республик во внешнеполитиче­ской деятельности. В январе 1944 г. на сессии Верховного Совета обсуждался вопрос о поправках к Конституции СССР, наделявших союзные республики большими права­ми в области обороны и внешней политики. Для рассмот­рения этого вопроса был созван единственный за всю войну Пленум ЦК ВКП(б), который рекомендовал создать для осуществления этих полномочий соответствующие союзно-республиканские наркоматы.

Конкретным поводом для этого стало то, что в 1944 г. на конференции в Думбартон-Оксе представители СССР, США, Великобритании и Китая разрабатывали Устав Организации Объединенных наций. СССР настаивал на том, чтобы учредителями ООН считались все советские республики, которые имели право самостоятельности дипломатической деятельности. Сталину удалось настоять на своем и учредителями ООН стали наряду с СССР Украинская и Белорусская советские республики.

Следует признать эффективность советской внешней политики в годы Великой Отечественной войны. Ее основ­ная цель заключалась в прорыве блокады Советского Союза и оказание помощи ему в войне с Германией. После нападения Германии СССР стал равноправным членом антигит­леровской коалиции и играл в ней важную роль. Хотя его усилия по открытию второго фронта в Ев­ропе увенчались успехом лишь летом 1944 г., однако, СССР сумел убедить западные страны оказать ему дип­ломатическую и особенно экономическую поддержку уже в 1941 г.

 Известно, что США в начале второй мировой войны приняли закон о ленд-лизе, то есть передаче взаймы или в аренду вооруже­ния, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и др. странам — союзникам по антигитлеровской коалиции. На СССР этот закон был распространен после поездки в Москву советника и специального помощника президента Ф. Рузвельта Г. Гопкинса в конце июля 1941 г. 1 октября 1941 г. было подписано первое в период войны трехсторон­нее соглашение — протокол о поставках, которым ого­варивалось свыше 70 основных видов поставок и свыше 80 предметов медицинского снабжения.

          Помощь, оказанная союзниками СССР за весь период войны, которая составляла около 4% произведенного в СССР военного оборудования, тем не менее оценивается в 11—12 млрд. американских долларов. Она имела большое значение, особенно для начального периода войны, ког­да советская экономика еще только  перестраивалась на военные рельсы. Первые западные танки и самолеты были исполь­зованы Советским Союзом в ноябре 1941 г. под Москвой, и до середины 1942 г. он получил около 3 тыс. самолетов, 4 тыс. танков и 20 тыс. различных транспортных средств.

Подпись: Экономическое
положение 

Выделяется три этапа в развитии военной экономики Советского Союза. Первый приходился на вто­рую половину 1941 — первую половину 1942 гг. Это был самый сложный этап в истории Советского государства, когда от него была отторгнута территория, на которой до войны проживало 40% населения, производилось 68% чу­гуна, 58% — стали и алюминия, 40% — железнодорожного оборудования, 65% — угля, 84% — сахара, 38% — зерна. В руках гитлеровцев оказались железная руда Кривого Рога, марганец Никополя, уголь Донбасса. Металлургия страны вернулась к уровню первой пятилетки. Совершенно исчез прокат цветных металлов. В целом промышленное произ­водство в стране за один год сократилось в 2 раза.

На этом этапе были приняты меры по налаживанию деятельности промышленных предприятий в восточных районах страны. В течение года сюда удалось эвакуиро­вать около 2,5 тыс. промышленных предприятий. 700 из них принял Урал.

На втором этапе, который пришелся на вторую половину 1942 г. - 1944 г. советская военная экономика, стала действовать как хорошо отлаженный механизм. Уже к концу 1942 г. СССР выпускал больше вооружений, чем фашистская Германия. К концу войны советская страна производила самолетов, танков, артиллерийского и авто­матического оружия больше, чем все другие страны, участ­вовавшие во второй мировой войне, уступив лишь США по производству самолетов. Урал в годы войны давал 40% во­енной продукции. Если сопоставить производство военной продукции двух стран, основных противников в войне, СССР и Германии, то получится следующая картина: Гер­мания произвела в годы войны 46 тыс. танков и самоход­ных орудий, 90 тыс. самолетов, 320 тыс. артиллерийских установок, а СССР соответственно — 103, 112 и 482.

Поскольку уже в 1944 г. стало ясно, что советская экономика произвела такое количество вооружений, ко­торого достаточно для обеспечения победы, во второй по­ловине 1944 г. были приняты меры по частичной рекон­версии промышленных предприятий, и начался третий этап в развитии советской экономики, который продол­жался до конца войны. Необходимость этого объяснялось тем, что производство предметов потребления в Совет­ском Союзе находилось в годы войны на уровне начала 20-х гг., а сельское хозяйство было в жесточайшем кризисе.

Подпись: Культура 
и быт 

Культурная жизнь страны в годы войны испытывала влияние новых моментов. Резко сократилась материальная база учреждений культуры из-за прекращения их финансирования. Многие центры советской культуры находились в западных и центральных районах страны, которые в первые же месяцы войны были окку­пированы. Ряд учреждений науки и культуры удалось эвакуировать в восточные районы, однако многие куль­турные и научные ценности попали, в руки врага и до сих пор не возвращены в страну. Дея­тели культуры и науки вынуждены были искать новые формы существования в условиях во­енного времени. Они выступали с лекциями и концерта­ми на фронтах, в госпиталях, на фабриках, заводах и т. д.

Правящая партия ставила перед интеллигенцией новые задачи, ко­торые диктовались условиями военного времени. Она должна была воспитывать у советских людей такие не­обходимые качества, как патриотизм, социалистический интернационализм, верность долгу, присяге, ненависть к врагу и т. д. Такая пропаганда велась, и она была доста­точно эффективна.

Деятели советской культуры стали обращаться к исто­рическому прошлому русского народа, снимать фильмы, ставить театральные постановки, писать художественные произведения о деятелях и событиях дореволюционной России. Сотрудничество со странами антигитлеровской ко­алиции позволило обратиться им к творчеству западных пи­сателей и художников и пропагандировать его в нашей стране. Многие советские люди в годы войны впервые по­знакомились с достижениями мировой культуры.

В годы Великой Отечественной войны коренным об­разом изменился быт советских людей. Практически все они изменили свои жизненные условия. Мужское насе­ление было мобилизовано в ар­мию, численность которой достигла 11 млн. человек. На промышленное производство пришли женщины, дети, вчерашние крестьяне. Их труд в годы войны был тяже­лым, с продолжительным рабочим днем, практически без выходных дней и отпусков. Чтобы обеспечить себе под­держку крестьянства, правительство вынуждено было от­менить некоторые ограничения, введенные в период кол­лективизации. На это, кстати, оказало влияние стремление немцев на оккупированной территории провести деколлективизацию. Крупной уступкой советскому крестьян­ству в годы войны явилась ставка на его личные интере­сы. Были разрешены в деревне личные подсобные хозяйства, и крестьяне получили определенную свободу в реализации продукции из подсобных хозяйств. Кроме того именно для крестьянства  полученная свобода вероисповедания была наиболее актуальной.

Уже в июле 1941 г. на карточное снабжение было переведено население Москвы и Ленинграда. В 1942 г. карточками обслуживалось 62 млн. советских людей, а в 1945 г.— 80 млн. Все население страны по уровню потреб­ления было разбито на несколько категорий в зависимости от трудового и военного вклада, при этом нормы их снаб­жения по карточкам существенно колебались. Всю войну в стране функционировали колхозные рынки, на которых по высокой цене можно было приоб­рести продукты питания. Однако это мог сделать далеко не каждый человек, ибо на Урале 1 кг мяса стоил больше, чем получал в месяц рабочий. С апреля 1944 г. была вве­дена система коммерческих магазинов и ресторанов.

В период войны в стране была сильная инфляция. Несмотря на то, что высокопроизводительный труд хоро­шо оплачивался, реальная заработная плата в 1945 г. со­ставляла 40% от уровня 1940 г. Но и этих заработанных денег нельзя было реализовать, и они скапливались на сберегательных книжках, особенно в деревне. В целях изъятия у населения необеспеченных товарами денег го­сударство вводило систему специальных налогов, прину­дительных займов, замораживало денежные вклады, ор­ганизовывало «добровольные» подписки на самолеты, танки и т. п.

 

Теории изучения

 

 

Из  правил    многотеоретического изучения

 

1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.

2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалисти­ческое, либеральное, технологиче­ское), локально-историческая.

3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).

4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.

 

 

 

литература различных теорий

 

Учебная:

Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995(либеральная). Вернадский Г. В. Русская история: Учебник.  М., 1997. (локальная). История СССР. Эпоха социализма.(1917-1957). Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М., 1957; История СССР. Эпоха социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1985 ; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).

Научная:

1. Монографии: Великая Отечественная  война 1941–1945. М., 1965. (материалистическая). Великая Отечественная война 1941-1945. М.,1998-1999. В 4-х кн. (либеральная). Выбор пути. История России. 1939-2000. Отв. ред А.Т. Тертышный. Екатеринбург, 2001. (либеральная). Другая война.1939-1945 / Под ред. Ю.Н. Афанасьева. М.,1996 (либеральная). Городецкий Г. Миф «Ледокола»: Накануне войны. М., 1995 (материалистическая). Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? / Под ред. Г.А. Бордюгова, М. 1995. (материалистическая). Некрич А. 1941, 22 июня. М.,1995. 2-е изд.  (либеральная). Соколов Б.В. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. М., 1991. (либеральная). Суворов В. Ледокол.  Кто начал Вторую мировую войну? День «М». М., 1992. (либеральная). Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).

 2. Статьи: Безымянский Л. Советская разведка перед войной // Вопросы истории. 1996. № 9 (материалистическая).  Бобылев П.Н. К какой войне готовился Генеральный штаб РККА в 1941 г. // Отечественная история. 1995. № 5 (материалистическая). Борозняк А.И. 22 июня 1941: взгляд с «той» стороны // Отечественная история. 1994. №1. (материалистическая). Горьков Ю.А. Кремль. Ставка. Генштаб. (1935-1945 гг.). Тверь. 1995. (Рецензия-Вопросы истории 1996. № 4) (материалистическая). Горьков Ю.А., Семин Ю.Н. О характере военно-оперативных планов СССР накануне Великой Отечественной войны. Новые архивные документы // Новая и новейшая история. 1997. №5. (материалистическая). Данилов В.Д. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность // Отечественная история. 1995. №3. (либеральная). Кнышевский П.Н. Государственный Комитет Обороны: методы мобилизации трудовых ресурсов // Вопросы истории. 1994. №2. (либеральная). Молодяков В.Э. Начало Второй мировой войны: некоторые геополитические аспекты // Отечественная история. 1997. №5 (материалистическая). Алексеев В. В., Нефедов С. А. Технологическая интерпретация истории второй мировой войны// Урал индустриальный. Екатеринбург., 2001 - http://hist1.narod.ru/Science/Part2.html (технологическая).

 

 

 

Понятия  различных  теорий

 

Материалистическое направление

 

Фашизм

Политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма (после Великой Октябрьской социалистической революции) и выражающей интересы наиболее реакционных и агрессивных кругов империалистической буржуазии.

 

Фашизм у власти

Открытая террористическая диктатура наиболее реакционных сил империалистической буржуазии, применяющая крайние формы насилия против рабочего класса. Политика антикоммунизма, шовинизма, расизма.

 

Либеральное направление

 

Фашизм

Идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников любых форм инокомыслия; оправдания войны как средства решения межгосударственных проблем.

 

 

 

ОБЪЯСНЕНИЯ  исторических  фактов 
В 
различных  ТЕОРИЯХ  исторического  процесса

Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

 

 

 

ВЕЛИКая  ОТЕЧЕСТВЕННая  ВОЙНа

 

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души).

Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое можно было, только обратившись к традиционным, проверенным историей духовным ценностям, сплотившись на основе освященного Православием принципа Соборности.

 

Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества.

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отноше­ний, связан­ных с формами собствен­но­сти. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем человека).

В рамках направления участие Со­­­вет­ского Союза в войне описано основательно. Были созданы в 40 – 80-е гг. обобщающие многотомные труды и многочисленные монографии, главное внимание в которых уделялось описанию военных действий и эконо­ми­ческих процессов, происходивших в стране в 1941 – 1945 гг. Советские ис­то­рики (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) чет­ко разделяли два понятия: вторая мировая война (1939 – 1945 гг.), к кото­ро­му Советский Союз практически не имел отношения, и Великая Отечест­вен­ная война (1941 – 1945 гг.), в которую СССР был втянут веро­ломным на­па­­дением фашистской Германии. Советские историки различных поколений спорили о периодизации войны, ибо это было связано с оценкой роли Ста­ли­на и советских руководителей в ходе войны, о причинах неудач Красной Армии в начальный период войны. Война интерпретировалась как классовая, с одной стороны – ударными силами мирового империализма в лице фашистской Германии, с другой – всеми трудящимися в лице форпоста мирового социализма – СССР. Война была классовая, война – жестокая, вой­на – на физическое уничтожение. Особо подчеркивается победа Советского народа. Советское государство, выстояв и победив в Отечественной войне, показало всему миру преимущество политического и экономического строя социализма. После войны мир раскололся на две сис­те­мы: социалистическую во главе с СССР и капиталистическую во главе с США.

В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным самой природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) на первый план выдвигают проб­­лемы межгосударственной истории военного времени, не принимая во вни­ма­ние марксистскую теорию о классах и классовой борьбе в мировом мас­штабе, исторической роли и задачи первого социалистического госу­дар­ст­ва. На Западе всегда писали о роли Советского Союза в развязывании второй мировой войны и о его вступлении в войну уже в 1939 г., рассматривая такие события, как оккупация Восточной Польши, Прибалтики, части Румынии, советско-финскую войну как эпизоды начального этапа войны для Совет­ско­го Союза. Вкладом в либеральную интерпретацию стали работы эмигранта В. Суворова (Резуна), который особо обратил внимание историков на такие вопросы, как роль советско-германского пакта 1939 г. о ненападении, как ката­лизатора Второй мировой войны, подготовка Сталиным в 1940 – 1941 гг. на­­ступательной войны против Германии, подготовка войны Советским Сою­зом как решающей фазы в реализации идеи мировой революции.

Либеральные историки обращают основное вни­ма­­ние на исторические факты, связанные с правами человека в СССР. Согласно за­данности интерпретации никакая великая цель не может оправ­дать сред­ст­ва, необходимые для ее достижения. Либерально-историческая ло­гика опира­ет­ся в основном на такие факты Российской истории пе­рио­да войны, как: реп­рессии, депортации, количество и судьба военно­плен­ных. Именно с раскрытия «белых пятен» в отношении государства к личности и началась пере­строй­ка в изу­чении истории Великой Отечественной войны. Были постав­ле­ны проблемы о «вине» СССР в развязывании войны, о цене Победы, о роли союзников СССР по Антигитлеровской коа­лиции в достижении общей победы над врагом. Проблема всемирно-исторического значения победы советского народа была заменена другой – итоги и уроки войны.

Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека, обусловленное прогрессом техники).

Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают, что во второй мировой войне, так же как и в первой, главную роль играл военно-технический фактор. Появление авиации и танков породили новую тактику «блицкрига»; это новое оружие оказалось в руках Германии и обеспечило ее победы на первом этапе войны.  Однако Германия не сумела одержать окончательную победу; тактика танковых клиньев была заимствована Красной Армией, и «Третий рейх» был разгромлен.

 

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющие понятие локальная цивили­зация. На территории России такой является  Евразия. (Мировоззрение – счастье человека в его гармонии с природой, обеспечивающей здоровье, продление жизни).

Нападение Германии на Россию представляется попыткой объединенных европейских государств военной силой подчинить себе народы Евразии и тем самым устранить конкурента за мировое влияние. Ранее в истории военная агрессия Европы в отношении Евразии была пресечена Александром Невским, а позднее Кутузовым.

 

 

 

 

Сравнительно-теоретические   схемы

предмет изучения + исторический факт =  теоретическая интерпретация

 

№ 1. Причины и ход Великой Отечественной войны

 

Название
теории

Предмет
изучения

(алгоритм)

 

Интерпретации факта в различных теориях

Религиозно-историческая

(Христианская)

 

 

Движение человека к Богу

Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое можно было, только обратившись к традиционным, проверенным историей духовным ценностям, сплотившись на основе освященного Православием принципа Соборности.

Всемирно-историческая:

Материалисти­ческое
направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

 

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Первое в мире социалистическое государство – СССР находится в окружении капиталистических стран, которые предпринимают попытки: 1)уничтожения ударными силами мирового капитализма, фашистской Гер­манией, первого в мире социалисти­ческого государства – СССР; 2) военной силой установить на территории СССР капитализм и эксплуатацию его народов со стороны капиталистической Германии. Причина победы – советский народ защищал свою Родину, социализм, СССР как базу мировой революции. Периодизация войны: 1) первый период – срыв гитлеровского плана молниеносной войны и создание условий для ее коренного перелома  (22 июня 1941 г. –  19 ноября 1942 г.); 2) второй период – начало контрнаступления под Сталинградом до форсирования Днепра и освобождения Киева – коренной перелом в ходе войны (19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.); 3) третий период – полное изгнание фашистских захватчиков с Советской земли, освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы, окончательный разгром и капитуляция гитлеровской Германии (конец 1943 г.–9 мая 1945 г.).

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

 

Классовое сотрудни­чество на основе частной собственности

Интернациональная идеология Советского государства «Про­ле­тарии всех стран, соединяйтесь» является  открытым призывом к насильственному изменению общественно-политического строя капиталистических государств. Политика СССР в от­ношении к государствам другой полити­чес­кой системы носит агрессивный харак­тер. Тоталитарная Германия вынуждена была нанести упреждающий (превентивный) удар по потенциальному агрессору. Тоталитарные государства Германия и СССР одинаково виноваты в начале войны. Причина победы – российский народ защищал свою Родину.

Всемирно-историческая:

Технологи­ческое направление

Прогресс технологиче­ский. Модернизационное развитие.

Научные открытия

Во второй мировой войне, так же как и в первой, главную роль играл военно-технический фактор. Появление авиации и танков породили новую тактику «блицкрига»; это новое оружие оказалось в руках Германии и обеспечило ее победы на первом этапе войны.  Однако Германия не сумела одержать окончательную победу; тактика танковых клиньев была заимствована Красной Армией, и «Третий рейх» был разгромлен.

Локально-историческая

Единство  человека и территории

Попытка объединенных европейских государств военной силой подчинить себе народы Евразии и тем самым устранить конкурента за мировое влияние. Ранее в истории военная агрессия Европы в отношении Евразии была пресечена Александром Невским, а позднее Кутузовым.

 

 

 

№ 2. Исход Великой Отечественной войны

 

Название
теории

Предмет
изучения

(алгоритм)

 

Интерпретации факта в различных теориях

Религиозно-историческая

(Христианская)

 

Движение человека к Богу

Господь Бог защитил Святую Русь и еще раз показал необходимость единения религии и власти. Победа в войне подчеркнула богоугодность и особую духовно-историческую миссию русского народа.

Всемирно-историческая:

Материалисти­ческое
направление

Прогресс общества.  Формационное развитие.

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Логика интерпретации направлена в сторо­ну показа значения победы Советского на­рода в Великой Отечественной войне. Победа в Великой Отечест­венной войне показала всему миру пре­иму­щество социалистической системы над капиталистической, и социализм вышел за рамки одной страны. Возникла мировая система социализма, охватившая 1/3 мира. Начался крах колониальной системы им­пе­риализма. СССР оказывает интернациональную помощь пролетариату стран капитализма, странам социалистической ориентации, странам, строящих социализм. 

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

 

Классовое сотрудни­чество на основе частной собственности

Логика интерпретации направлена в сторо­ну показа итога и цены победы – разрушений и че­­ловеческих жертв. В итоге победы СССР укрепился тоталитарны режим в стране и были созданы подобные режимы в соседних странах. Извлекаются уроки на будущее (не допустить возникновения идеологизированных – тоталитарных государств, типа Германии и СССР), дабы не повторить в будущем массовое уничтожение народов.

 

Примечание



[1] Глава написана в русле либерального направления всемирно-исторической теории

Hosted by uCoz